Чек-листы на производстве: для чего они нужны, как их создавать и автоматизировать?
Чек-листы - это простой и эффективный способ контроля сложных рабочих процессов. Многозадачность современных производственных предприятий заставляет руководителей подразделений искать новые способы наблюдения за выполнением работ, соблюдения норм и правил безопасности. Чек-листы помогают оптимизировать этот процесс, экономят время сотрудников и повышают эффективность труда.
Чтобы создать чек-лист, нужно определить список задач и операций, которые должны быть выполнены. Затем написать их в определенном порядке, так, чтобы никакая не была пропущена. Например, в чек-лист для автомастерской может входить проверка уровня масла, состояния тормозов, колес и других важных элементов.
Правильное применение чек-листов - это использование их в каждый раз, когда выполняется процесс, для которого был создан чек-лист. Но важно понимать, что создание чек-листа не является окончательным шагом. Нужно постоянно проверять его эффективность и вносить необходимые изменения.
Существуют также возможности автоматизировать контроль. Например, есть сервисы, которые могут помочь создать электронные чек-листы и отправлять их на почту сотрудника, чтобы он мог заполнить его, находясь вне офиса или на объекте.
Таким образом, чек-листы являются простым и удобным инструментом для контроля сложных рабочих процессов. Их использование может существенно повысить эффективность труда и экономить время сотрудников.
Что такое чек-лист, для чего он нужен и какие задачи можно с помощью него решить? Этот термин означает «контрольный список». Он может применяться как на работе, так и в повседневной жизни. Речь сегодня пойдет о его использовании на производственных предприятиях.
Как известно, в производственной сфере любая мелочь важна и может повлечь за собой серьезные последствия. Одним из способов избежать ошибок и несоблюдения техники безопасности является система чек-листов. Чек-лист – это перечень пунктов, которые необходимо выполнить в заданной последовательности для получения определенного результата. Это позволяет не упустить из виду ни одной важной мелочи и повысить качество выполнения работ.
Чек-листы также помогают избегать повторяющихся ошибок. Руководители, которые постоянно практикуют применение чек-листов, видят, какие промахи чаще всего допускают работники. Добавление этих пунктов в список поможет исключить аналогичные ошибки в будущем.
Кроме того, чек-листы улучшают дисциплину на предприятии. Четкий список задач хорошо мотивирует сотрудников, которые знают, сколько времени нужно потратить на каждый этап, и меньше отвлекаются.
Чек-листы помогают быстро внедрять любые нововведения. Усовершенствование производственного процесса не всегда проходит гладко: работники с трудом отвыкают от прежнего алгоритма. Включение новых пунктов в чек-лист поможет быстрее перестроиться.
Также чек-листы экономят рабочее время. Цикл производства состоит из одних и тех же повторяющихся процессов. Достаточно составить чек-лист для всех процессов, тогда не придется каждый раз планировать работу заново.
Наконец, система чек-листов позволяет освободить ресурсы для решения важных задач. Когда на предприятии внедрена и успешно функционирует система чек-листов, руководителю не приходится постоянно думать о планировании и контроле. Вместо этого можно сконцентрировать внимание на изучении новых материалов, оборудования, методов работы.
Наличие чек-листов на производстве позволяет организовывать работу и контролировать ее выполнение. Они могут использоваться в качестве плана действий или документа для проверки и отчета. Сфера применения чек-листов на производстве широка. Они используются во всех процессах, которые можно упорядочить и стандартизировать.
Чек-листы являются эффективным инструментом для повышения эффективности работы на любом промышленном предприятии.
Как разработать чек-лист
Чек-листы обычно создают и составляют руководители подразделений и должностные лица, ответственные за те или иные рабочие процессы на производстве. Они же контролируют выполнение пунктов списка.
Но чтобы чек-лист был действительно эффективным, при его разработке и внедрении необходимо следовать определенным правилам. На практике руководители нередко допускают ошибки, из-за которых чек-листы могут создавать дополнительные проблемы вместо того, чтобы решать их.
Итак, как правильно написать чек-лист? Он составляется по следующему алгоритму:
- Разделение задачи на этапы. Это будет своеобразный каркас списка, который представляет собой разделы. Например, чек-лист по охране труда и технике безопасности можно представить в виде разделов «Обучение персонала», «Хранение материалов», «Рабочий процесс», «Пожарная безопасность», «Электробезопасность» и т.д.
- Детализация каждого этапа, разделение его на отдельные операции. Например, в пункте «Электробезопасность» могут быть следующие подпункты: «Все электроприборы заземлены», «Электрооборудование регулярно проверяется», «К работе с электроинструментом допущен только персонал с соответствующей группой электробезопасности», «Сотрудники снабжены электрозащитными средствами» и другие.
- Продумывание возможных ошибок, которые могут возникнуть на любом из этапов, и соответствующих напоминаний/предупреждений в списке.
- Протестирование получившейся пробной версии чек-листа.
- При необходимости внесение исправлений и дополнений.
Вот несколько полезных советов, которые помогут избежать ошибок при составлении чек-листа:
- Старайтесь не создавать слишком длинных списков. Лучше всего ограничиться 6-8 пунктами, а если задача слишком объемная, разбить ее на несколько этапов и для каждого создать отдельный чек-лист.
- К объемным спискам следует применять принцип группировки, объединять задачи в разделы, использовать подзаголовки.
- Каждый пункт должен соответствовать только одному действию. Не старайтесь исполнить сразу множество пунктов, так как это затруднит концентрацию.
- Располагайте пункты в соответствии с логикой рабочего процесса.
- Используйте четкие и простые формулировки. Формулируйте задачи кратко, без лишних подробностей, которые могут отвлекать от главного.
- Если возможно, применяйте один тип чек-листов для всех процессов на предприятии. Единый стиль оформления и общая система оценки результатов упрощают ведение отчетности и аналитику.
- Оставляйте место для правок. Чек-лист должен иметь гибкую структуру.
Самый простой чек-лист выглядит как перечень пунктов с возможностью отметки о результате напротив каждого из них. При необходимости в контрольный список включают дополнительные колонки (чекбоксы), например дедлайн, время выполнения задачи сотрудником.
Чек-листы могут создаваться на разных носителях. Простейший вариант — на бумаге. Для контроля рабочих процессов на производственном предприятии он совершенно не годится. Поэтому в бизнесе и на производстве применяются в основном электронные чек-листы, которые удобно копировать, редактировать, отправлять другим сотрудникам.
Существуют разные способы создания электронных чек-листов. Например, в программе Excel можно составить чек-лист, но это сложно и утомительно. Лучше всего использовать специальные приложения - конструкторы чек-листов, которые позволяют автоматизировать процесс его создания и использования, делая его максимально простым и удобным. Так, можно с легкостью ставить задачи, назначать исполнителей, следить за ходом работы в режиме реального времени, отправлять напоминания, прикреплять фото и видео. Отчеты о результатах формируются мгновенно.
Чек-листы применяются на производстве повсеместно: руководители многих предприятий и подразделений уже успели оценить преимущества этого инструмента контроля.
Фото: freepik.com