Художник Александр Шевченко: наследие мастера
Часто нам приходится осознавать настоящее талантирующего художника только после его кончины. Однако в случае российского и советского мастера Александра Васильевича Шевченко это может быть невероятно поздно, особенно если его картины были утеряны со временем. Это почти произошло с некоторыми произведениями искусства Шевченко. Но, к счастью, у этой истории есть счастливый конец. Рассказываем все по порядку.
Художник Александр Шевченко сегодня известен прежде всего фанатам искусства, в то время как еще сто лет назад его работы вызывали множество споров и дебатов. Биография Александра Васильевича была довольно насыщенной событиями.
Александр Васильевич Шевченко был художником-авангардистом. Несмотря на то, что его отец был приказчиком в Харькове, художественные способности у мальчика проявились в реальном училище. Его талант заметил ученик Карла Брюллова, Дмитрий Бесперчий, который стал первым наставником будущего художника. Природный дар мальчика развивал и талантливый художник Николай Улих, который также приобщил Александра к театру.
Семья Шевченко переехала в Москву, где Александр поступил в старейшую художественную школу – Строгановское училище, чтобы получить образование на декоративном отделении. В начале обучения он выделялся, премия за победу на выставке ученических работ позволила ему побывать за границей. Параллельно с учебой молодой художник работал рисовальщиком на московских фабриках. Но после смерти матери он жил отдельно от отчима и очень нуждался.
Получая образование, Александр Шевченко посещал лекции Михаила Врубеля и занятия Константина Коровина. Увлеченный рассказами педагогов о западной живописи, Александр Васильевич прервал обучение и по совету своего учителя Константина Коровина отправился в Париж. В столице Франции русский художник работал в мастерской популярного живописца Эжена Каррьера, учился в частной академии художеств, каждый день ходил в Лувр, посещал мастерские французских мастеров и изучал творчество импрессионистов.
Сам Александр Шевченко считал, что основы его творчества были заложены в Строгановке, но истоки работы с цветом он получил в Париже. После возвращения из поездки по Европе, Александр Васильевич окончил Строгановское училище и поступил в Московское училище живописи, где был зачислен сразу в последний класс, в мастерскую Константина Коровина. Однако, его учеба была далека от долгой – вместе с еще 60 студентами художник был отчислен из училища. Это произошло из-за того, что профессорская группа не одобряла его творческие поиски, нацеленные на поиск нового пути в живописи, что поддерживали студенты. Неразрешимые конфликты вызывали открытые протесты со стороны старой школы и приверженцев новых течений и свели творческую карьеру молодого художника на нет.
Новые направления в искусстве живописи стали возмущением для тех, кто придерживался классических канонов. Молодые художники, в том числе Александр Шевченко, начали активно экспериментировать с формой и цветом, что привело к возникновению новых течений. По словам гениального художника Михаила Ларионова, Александр Васильевич был наиболее традиционным среди других художников, но вводил новые формы в картины, соответствуя академическим канонам.
Хотя в творчестве Александра Шевченко сосредоточены основные тенденции его времени, его стиль можно охарактеризовать как экспериментальный. Художник любил работать с формами, светопередачей, графическими техниками, цветом и композицией. Шевченко был близок к группе художников «Ослиный Хвост», а также участвовал в выставках объединений «Бубновый Валет» и «Мир Искусства», позднее организовав свой собственный «Цех Живописцев».
Новое направление в искусстве привлекало творческую молодежь, которая уделяла больше внимания форме и цвету, чем сюжету. Получив влияние французских импрессионистов и русских символистов, Шевченко стал разрабатывать свой собственный стиль, вдохновленный идеями Поля Сезанна.
В поздних работах художника заметны мотивы ироничного примитивизма. Шевченко назвал свой стиль тектоническим примитивизмом и видел его истоки в русской иконописи, лубочной живописи и технике Поля Сезанна. Он поддерживал течение "Неопримитивизм", которое характеризовалось обобщенностью форм и композиционной монументальностью.
Позже Шевченко вернулся к символизму, но его собственный символизм был уже совсем другим, отличающимся своей монументальностью и обобщенностью форм. В своем творчестве художник всегда стремился к самовыражению и не принимал ни одно течение до конца.
Художник Александр Васильевич, проведший несколько лет на фронте и получивший серьезное ранение, не смог остаться равнодушным к событиям 1917 года. Октябрьская революция ознаменовала для него новые возможности в карьере. Сначала он организовал печатные мастерские по просьбе Наркомпроса и был назначен их директором. Кроме того, Александр Шевченко принимал участие в создании Музея художественной культуры. В то время как его активная деятельность росла, мастер практически не имел времени для создания картин.
После революции художник начал преподавать в Государственных свободных художественных мастерских - ВХУТЕМАСе. Он преподавал там более 10 лет, а затем стал деканом живописного факультета ВХУТЕИНа. Однако, некоторое время спустя, он и группа профессоров были вынуждены уйти из института из-за несогласия с новой политикой руководства. В конце жизни Александр Шевченко руководил двумя кафедрами живописи - в Московском текстильном институте и Центральном художественно-промышленном училище. Художник-педагог был известен своей склонностью развивать индивидуальный потенциал каждого из своих студентов.
Не смотря на продуктивную деятельность и поддержку революции, жизнь художника была далеко не легкой. В 30-е годы прошлого века его обвинили в "эстетствующем формализме", и его персональную выставку в Пушкинском музее закрыли через несколько дней после открытия. Это привело к прекращению работы над монографией художника, которую он почти завершил. Его картины были отправлены в запасники музеев, а работы выставлялись главным образом за рубежом. В Англии, Италии, Германии и Швейцарии были организованы выставки его работ.
Династия художников Шевченко
В личной жизни Александра Шевченко были талантливые друзья и супруги. Его первая жена, Надежда Псищева, познакомилась с ним в Строгановке и оставила обучение для изучения работ мастеров во Франции вместе с мужем. Однако Надежда умерла молодой, не успев раскрыть свой талант. Еще одна женщина — тетя Татьяны, дочери Шевченко — стала второй женой Александра. Татьяну воспитывала тетя после смерти матери в двухлетнем возрасте. Отец устраивал для дочери первые заказы, преподавал ей живопись и давал советы. Со временем она стала признанным живописцем, мастером колористики и создавала многоплановые поэтические работы. Она унаследовала талант от своего отца и продолжила семейную династию художников Шевченко.
При рассмотрении картин Александра Шевченко, выполненных в разные периоды его творчества, легко заметить, как менялось его мироощущение.
В ранних работах художника, например в картине "Карусель", выполненной в 1907 году, угадываются мотивы импрессионистов. Размытые контуры, чистые краски и игра света и тени отсылают нас к этому направлению. Однако, гуашная техника дает плотность цвета, а сочетание красного, зеленого и голубого оттенков напоминает лубочную живопись.
В более поздних работах, например в работе "Город", выполненной в кубистской технике, мы видим пересечение острых граней и линий, динамический ритм и нарушение правил композиции. Вместе с этим, форма не превалирует над содержанием.
В работах, выполненных в примитивистской технике, художник часто использует бытовые сцены, превращая их в произведения искусства. Примером такой работы стал "Портрет поэта", а также "Зима в Зубцове" с музыкальным обозначением.
На протяжении своей жизни мастер сочетал графику с живописью, создавая картины с женскими образами, а также пейзажи в заснеженной природе. В его творчестве были присутствующими кавказские мотивы и примитивизм, а также тектонический примитивизм.
В конце жизни мастер создавал приглушенные картины с использованием импрессионистской техники мазка, а также живописные и графические работы, в некоторых из которых особо бросается в глаза выразительная передача света и тени, способностью заставлять работать белый фон.
Архив Александра Шевченко: какую находку сделал антиквар
Современные знатоки и критики считают Александра Шевченко талантливым, но недооцененным художником. В энциклопедиях его называют живописцем, графиком, теоретиком искусства. Главным образом в музеях представлены его живописные работы, но мало кто знает, что он также был графиком, создавал монотипии.
Недавно антиквар Дмитрий Поманский с помощью правнучки Александра Шевченко обнаружил уникальный архив работ художника, выполненных в разные годы жизни и в различных техниках. Часть архива пострадала в результате потопа в художественной мастерской дочери Александра Васильевича, но удалось выкупить весь архив благодаря российскому бизнесмену Аркадию Колениченко.
Архив был перевезен экспертами в другое место и сегодня в нем хранятся картины самого Александра Васильевича, его дочерей и первой жены, графика, гравюры и работы в технике монотипии, эскизы, резные фигурки и ларцы, а также архивные документы и личная переписка.
Бизнесмен Аркадий Колениченко планирует передать часть наследия в коллекции русских музеев, а также издать каталог коллекции и организовать выставку работ художника и его семьи для широкой публики.
Аркадий Викторович Колениченко известен как бизнесмен и коллекционер предметов искусства, который возглавляет многопрофильные компании в Москве и Владимирской области. Его знания и интересы в области искусства делают его значимой фигурой в этой сфере.
Александра Шевченко многие лета назад называли художником, "до мозга костей". Однако сегодня его имя забыто многими, и о нем знают только настоящие знатоки искусства. Возможность приобщиться к наследию Александра Васильевича дает возможность вновь открыть его для современных зрителей и подарить им ощущение восторга и восхищения от его произведений.
Фото: freepik.com