Упаковка молочных продуктов как фактор качества

Упаковка молочных продуктов как фактор качества

За последние годы произошел значительный рост спроса в России на использование пластиковой упаковки для молочных продуктов. Ее доля в общем объеме использованных упаковочных материалов приблизилась к 40%. Сложившаяся геополитическая и экономическая обстановка в стране заставляет отечественных производителей упаковок стремиться к увеличению производства, чтобы удовлетворять потребности рынка. Вместе с этим, поставщики молочной тары повышают требования к качеству своего товара, доводя его до уровня зарубежных аналогов.

В данной статье мы рассмотрим различные виды упаковок, используемых для молочной продукции, а также требования, предъявляемые российским законодательством к таким упаковкам.

Разнообразие упаковки молочной продукции на сегодняшний день заставляет покупателей проводить не одну минуту возле прилавков, присматриваясь и выбирая. От производителей требуется предложить клиентам действительно качественный и полезный продукт, а это возможно, если знать, какие упаковочные материалы должны использоваться для каждой группы молочных товаров и какой вид фасования следует применять в каждом конкретном случае.

Мягкая упаковка, такая как фин-пак или берта-пак, изготавливается из полиэтилена повышенной прочности. Эти упаковки имеют форму пакета и чаще всего используются для розлива пастеризованного молока. Главным преимуществом мягкой упаковки являются ее низкая себестоимость и малый вес. Однако есть и минусы — низкие сроки хранения продукта, а также возможность потери формы упаковки после ее вскрытия.

Полужесткая упаковка, которая производится из различных термопластов, имеет преимущества перед полиэтиленовыми пакетами. Упаковка обладает предусмотренной конструкцией крышки, пленки или фольги, которые закрывают ее, а также форму, что делает ее идеальной для хранения кисломолочной продукции. Чаще всего в такой упаковке можно встретить йогурты, сметану, ряженку, творог. Полужесткая упаковка удароустойчива, сохраняет форму и, если использовать многослойный барьерный материал и газовую среду при упаковке, увеличивает сроки хранения продуктов в 2–3 раза.

Полужесткая упаковка, изготовленная из листовых и комбинированных материалов, таких как тетра-пак, тетра-брик, пюр-пак, элопак, считается одним из самых популярных и экологических видов упаковки молочной продукции. Она имеет прочный материал, легкость, компактность и возможность для вторичной переработки. Самым востребованным пакетом данного вида фасования является тетра-пак, который полностью защищает продукт от света и позволяет хранить молочную продукцию в течение длительного срока.

Из ежегодного производства около 33 млн тонн молока в России, каждый житель потребляет в среднем 173 литра. Медицинская норма потребления молока составляет 392 литра, из которых 116 литров — цельного молока.

Оформление молочной тары: маркировка и дизайн

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), требования к маркировке тары на молочной продукции являются обязательными. Так, на упаковке должны быть указаны наименование товара, масса нетто, дата изготовления, срок хранения и штрих-код. Кроме того, документ прописывает обязательность указания цифрового и/или буквенного обозначения материала, из которого изготовлена тара, а также пиктограммы и символов согласно требованиям технического регламента. Производитель также может указать рекомендации для потребления продукта, сведения о максимальном содержании насыщенных жирных кислот, трансизомеров жирных кислот и других параметров.

Что касается дизайна упаковки молочной продукции, то на данный момент конкретных требований к нему не существует. Однако, как правило, используются устоявшиеся мотивы, связанные с оформлением тары данной категории продуктов, такие как зеленые луга, пятнистые коровы и белый фон упаковки. Некоторые производители более креативно подходят к вопросу оформления упаковки, предлагая своим потребителям нестандартные дизайнерские решения, например, молоко можно купить в бутылке с двумя горлышками в Лондоне, в Новосибирске оно продается в картонной упаковке в виде головы Бэтмена, а в Северодвинске выпускают молоко в коробках черного цвета. Креативный дизайнер из Техаса даже разработала упаковку, которая имитирует коровье вымя - потребителю приходится сдавить коробку рукой, чтобы налить молока, образуя таким образом движения, которые совершаются в процессе доения животного.

Выбирая упаковку для молочных продуктов, стоит учитывать тип продукции, его особенности и требования к упаковке. Среди основных типов молочной продукции выделяют молоко и жидкие молочные продукты, кисломолочную продукцию, творожную продукцию и сливочное масло, мороженое, мягкие сыры и детское питание.

Молоко и жидкие молочные продукты, как правило, разливают в пластиковые бутылки из поликарбоната и полиолефинов, а также в пакеты из комбинированных материалов. При асептической обработке упаковки стерилизуются, что делает продукт безопасным для употребления и продлевает срок его годности.

Кисломолочная продукция, такая как кефир, ряженка, йогурт, сметана и другая, упаковывается в полужесткую тару из комбинированных материалов, а также в полужесткую тару небольшой вместимости из ударопрочных материалов. Чтобы обеспечить продукту сохранность, используют многослойные и комбинированные упаковки с добавлением белого пигмента (диоксида титана) в наружных слоях и черной сажи в среднем слое, что делает упаковку непрозрачной и защищает продукт от воздействия света.

Для творожной продукции и сливочного масла используются упаковки с высокой жиронепроницаемостью и прочностью во влажном состоянии. Подходящими вариантами являются пергаментная бумага, пакеты из термопластов, ламинаты на основе бумаги и термопластов, фольга двух- и трехслойной конструкции, а также полужесткая тара из ламинатов на основе картона и полимерных материалов.

Мороженое, содержащее не менее 5% молочного жира, фасуют в стаканчики из полипропилена, которые легко герметизируются горячим и холодным способами склеивания. Традиционной является упаковка на основе бумаги (пергамент, пергамин, подпергамент, парафинированные и ламинированные материалы в сочетании с термопластами, алюминиевой фольгой и др.).

Мягкие сыры обычно упаковывают парафинированными композициями, монопленками из полимерных материалов, комбинированными материалами с различными структурами слоев, расплавами, растворами и водными дисперсиями из высокомолекулярных соединений различной химической природы.

Детское питание, такое как кефир, молоко, сок и другие жидкие продукты, упаковывают в пакеты тетра-брик-асептик, состоящие из нескольких слоев полиолефинов, слоя картона и слоя алюминиевой фольги. Сухие молочные смеси упаковывают в картонные пачки с вкладышем из полимерных материалов типа цефлена. Пластиковые термоформованные стаканчики из полипропилена являются все более популярным вариантом упаковки детского питания.

Молочные продукты пользуются популярностью среди потребителей, и выбор правильной упаковки является одним из важных критериев, на которые необходимо обратить внимание при ее изготовлении. Важным фактором при выборе упаковки является удобство и легкость использования, что может значительно повлиять на решение покупателя.

Современные технологии предоставили производителям разнообразные способы закрытия и открытия упаковки для молочных продуктов. Некоторые из них, такие как перфорация, отрывной ярлычок, пластиковая крышка, крышка обтекаемой формы и отверстие для соломинки, являются самыми популярными на настоящий момент.

Однако, наиболее распространенным видом упаковки является пластиковая тара в форме стаканчиков, которая широко используется для различных молочных продуктов, таких как сметана, майонез, йогурты и творожные сыры. Такая упаковка имеет низкую стоимость и может быть индивидуализирована в соответствии с требованиями производителей и потребителей. Упаковки из полипропилена с внутренним высокобарьерным слоем EVOH способны увеличить срок хранения молочных продуктов. Кроме того, этот вид упаковки может иметь различные способы открытия/закрытия, например, пленку с крышкой-нахлобучкой или без нее, крышку-нахлобучку и высечку из фольги.

Одной из новейших технологий в упаковке молочных продуктов является асептическая упаковка. Это способ стерилизации продукта и упаковки, которые затем заполняются пищевым сырьем и закупориваются в условиях стерильности, что увеличивает срок хранения продукта и не требует применения консервантов. Такая тара обычно состоит из картона, полиэтилена и алюминия.

Использование безопасных для человека газомодифицированных смесей также является одним из новших подходов к фасованию молочных продуктов. В таком случае, смеси создают антибактериальную среду в таре, что позволяет продлить срок хранения продукта и сохранить вкусовые качества, без использования консервантов.

Современные производители молочной упаковки предлагают широкий выбор изделий, разнообразных по форме, материалу изготовления и подходам фасования. Эта многообразность усложняет процесс выбора, но также позволяет производителям создавать наиболее инновационную упаковку, отвечающую требованиям потребителей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *