Откровения владимирского соцработника об уходе за лежачими больными и спасении жизни
8 июня в России отмечают день социального работника.
8 июня в России отмечают день социального работника. Этот праздник утверждён в 2000 году, он посвящён тем людям, которые стали для граждан, нуждающихся в помощи, руками, ногами и глазами.
Журналист «ProГород» пообщалась с соцработником владимирского комплексного центра социального обслуживания Светланой Никитиной, которая работает в этой сфере уже 27 лет. А трудовую деятельность начала в 18.
Светлана, как и почему решили связать свою жизнь с социальной сферой?
- Моя бабушка была лежачим инвалидом, я помогала маме за ней ухаживать. Это очень тяжёлый труд. В то время я заканчивала медицинский колледж и как-то пришло осознание, что я хочу устроиться социальным работником. Это был зов души. Очень быстро я поняла, что это моё место, у меня всегда была необходимость помогать людям, быть полезной, видеть результаты своей работы. А результаты есть. Благодаря медобразованию и знанию симптомов болезней не раз были ситуации, когда получалось предотвратить беду.
Можете припомнить случай, когда удалось спасти жизнь вашему подопечному?
- Была у меня лежачая подопечная, её квартира была, что называется «под ключами». Прихожу к ней, а в доме погром, на прикроватном столике всё перевёрнуто, женщина не реагирует на вопросы, плохо разговаривает. Реагировать в такой ситуации нужно быстро. Сразу вызываю скорую, а тем временем измеряю уровень сахара и понимаю, что у неё диабетическая кома. Когда представляешься социальным работником, скорая помощь приезжает очень быстро. Медики прилетели, подкололи глюкозу, поместили женщину в карету скорой помощи, я её сопроводила до больницы, и мою подопечную успели спасти. Она прожила после этого ещё 5 лет.
Или вот еще случай. К одной моей подопечной я приходила не каждый день. Однажды иду и вижу, что на кухне у неё завешены жалюзи. В это день я к ней не собиралась, но внутренний голос сказал, что нужно зайти прямо сейчас. Звоню — не открывает. Кричу — откликается, что упала и не может встать. Каким-то чудом ей удалось открыть дверь с помощью клюшки. Оказалось, что у неё случился инсульт, и она пролежала в коридоре больше суток. Сама вся холодная, голодная. Я вызвала скорую, а тем временем её уложила, отогрела. Бабушку удалось реанимировать, а в последствии она даже смогла самостоятельно передвигаться с ходунками. Они же, как правило, одинокие люди или же их родственники далеко находятся.
В чём состоит работа социального работника?
- Задач очень много — от самых простых, таких как сходить в аптеку или за продуктами, приготовить еду, прибраться в квартире. До более сложных — уход за лежачими больными. Сюда входит кормление, санитарная обработка, переворачивание. Также помощь в оформлении различных документов. И очень на мой взгляд важная роль — общение. Одиноким людям крайне важна поддержка, ощущение того, что ты в этом мире не один, что о тебе есть кому позаботиться, кому ты не безразличен. Были случаи, когда я лежачих пациентов поднимала на ноги, помогала с реабилитацией, давала правильный настрой, что всё получится. И получалось. Помню, я иду и вижу свою подопечную в окне, она первый раз встала на ноги после года реабилитации и ждала меня. Это была непередаваемые радость.
Кто чаще всего обращается за помощью в соцслужбу?
- Это чаще всего одинокие люди с инвалидностью — инсультники, диабетики, люди с рассеянным склерозом, инвалиды детства, сейчас мы помогаем родителям тех мужчин, кто служит в СВО. Первоначально проводится оценка нуждаемости, специальная комиссия признаёт человека нуждающимся в социальной помощи. За ним закрепляется соцработник. Всего во владимирском комплексном центре работает 148 соцработников. Услуги предоставляются, как бесплатно, так и платно. Также у нас работает социальное такси, где в частности детей-инвалидов перевозят бесплатно, а вообще расценки там очень демократичные. Перевозки как по городу, так и по области, и даже в другие города, например в реабилитационный центр в Иваново.
Как удается находить общий язык с пенсионерами?
- К любому человеку можно найти подход. С пожилыми людьми, особенно с ветеранами очень интересно общаться, а какие они рассказывают истории о военном времени, не в каждой книге такое прочитаешь. Важно узнать интересы человека. С кем-то мы вяжем, с кем-то рисуем. Чтобы как-то поднять настроение, я могу подстричь и покрасить. Мне не сложно, а бабушке столько радости, она на глазах молодеет. Весь этот позитив значительно продлевает жизнь. Кому требуется, я готовлю еду. Иногда меня просят приготовить что-то особенное, вычитают рецепт рассольника с сельдереем — вот я и готовлю.
Бывают ли в вашей работе курьёзные моменты?
- Не скажу, что часто, но случаются. Был у меня подопечный-военный — майор в отставке после перенесённого инсульта. При этом заболевании могут нарушаться функции мозга. Захожу в квартиру, он мне с порога говорит: «Представьтесь. Какое у вас звание?» Отвечаю: «Полковник Иванова». А мужчина был со сложным характером, накормить его целая проблема - это он есть не будет, это он не любит. Так вот, когда узнал, что я старше его по званию, сразу перестал капризничать, говорит: «Я майор, а вы полковник, я обязан подчиняться».
Светлана, задам сложный вопрос про работу с лежачими больными, поскольку это не просто как эмоционально, так и физически. Не возникало ли когда-либо чувство неприятия?
- У меня никогда не возникало, поскольку я понимаю, что мой уход жизненно важен для человека. Это вопрос его выживания, особенно если человек одинок и помочь ему больше некому. Вы представить не можете, какое облегчение ощущаешь, когда видишь, что заживает сложный пролежень, который доставлял человеку страдания. А вообще, тема довольно серьёзная. На базе нашего центра я веду курсы в «Школе ухода», там я обучаю наших сотрудников и тех, кто хотел бы устроиться социальным работником по уходу за лежачими больными. Занятия проходят в специально оборудованной комнате с функциональной кроватью, где я рассказываю все тонкости. И хочу сказать, что в процессе обучения отсеивается очень много людей. Кто-то так и говорит: «Если вы мне ещё не сделали записъ в трудовой, то и не делайте, я не смогу работать». Даже несмотря на то, что благодаря дорожной карте средняя зарплата соцработника сейчас составляет 36 тысяч рублей, а это средняя зарплата по городу, желающих трудоустроиться не так много. Эту работу можно воспринимать только как образ жизни, это должно быть призвание.
Сколько за 27 лет работы у вас было подопечных?
- Я уже, если честно, сбилась со счёта. Думаю, около 200 человек. С кем-то всего месяц-два приходилось общаться, а с кем-то я годами работаю, даже десятилетиями. За это время мы уже стали родными друг другу, много праздников вместе отметили. Даже после ухода из жизни одной моей подопечной я продолжаю общение с родственниками, мы стали просто близкими людьми.
Владимирский комплексный центр социального обслуживания находится по адресу: Перекопский городок, 18. Телефон: +7 (4922) 42-44-08
Екатерина КопылковаПоследние новости
Рост заболеваемости COVID-19 во Владимире
В регионе зафиксирован новый скачок случаев коронавирусной инфекции.
Горячая линия Роспотребнадзора по профилактике ВИЧ-инфекции
Специалисты будут консультировать по вопросам ВИЧ и СПИДа.
Онкобольной потратил свыше 1 млн на лекарства
Прокуратура требует от Минздрава компенсировать затраты пациента.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку