Ковровские дети и легендарный пограничник
Недавно в 24-й школе (бывшей 7-й) состоялась встреча выпускников, окончивших восьмилетку в 1971 году.
Недавно в 24-й школе (бывшей 7-й) состоялась встреча выпускников, окончивших восьмилетку в 1971 году. Само по себе событие нестандартное, уж слишком много воды с тех пор утекло. Еще удивительнее, что на встречу приехала классная руководительница Лариса Исааковна Трель.
Собравшиеся вспоминали дела давно минувших дней, в том числе и как создавали школьный музей, посвященный Герою Советского Союза, начальнику 13-й погранзаставы Алексею Лопатину.
Непокоренная застава
«У нас, школьников шестидесятых годов прошлого века, была бурная внеурочная жизнь – поездки в театры, по историческим местам, походы и турслеты, пионерские сборы, выпуск стенгазет и, конечно, многочисленные классные часы. Мы жили в школе, – рассказывает одна из выпускниц Вера Васильевна Воробьева. – Музейное дело началось с того, что на один из классных часов наша замечательная классная мама принесла небольшую книгу под названием «Непокоренная застава». Книжка очень понравилась и даже вдохновила нас, а Лариса Исааковна предложила создать школьный музей в честь нашего земляка, героя-пограничника».
Каков первый шаг к созданию школьного музея? По-разному. Ребята из шестого «В» начали с письма, которое отправили Анфисе Алексеевне Лопатиной, вдове погибшего героя, бессменной заведующей Музеем заставы в селе Скоморохи под городом Сокаль Львовской области. Лопатина прислала ответ, где многое рассказала о личной жизни своего мужа, о том, как они встретились в Коврове и жили на съемной квартире у некоего Бычкова. О подвиге пограничников, которые небольшим отрядом отбивались от врага 11 суток, и страшном военном времени. Ковровские школьники узнали, как в июне 1941 года спаслись семьи военнослужащих. Пока пограничники держали заставу, они скрывались от бомбежки в подвале своей кирпичной двухэтажки. Когда стало совсем жарко, местные жители во главе с председателем колхоза Ульяной Баштык вывели женщин и детей в безопасное место. Анфиса Алексеевна успела попрощаться с мужем... навсегда.
В дорогу – на Западную Украину
У ребят из 7-й школы завязалась активная переписка не только с родственниками Героя Советского Союза лейтенанта Лопатина, но и с детьми из города Сокаль, с комсомольцами-пограничниками. Обычно трудились над письмами в доме учительницы, которая «давала нужное направление». Бойкое перо оказалось у Лены Пакшиной, Саши Лошкарева, Ольги Кротович и некоторых других.
Однажды вдова героя пригласила юных ковровчан в гости. То-то было радости! В дорогу собирались 34 школьника. Уж если ребята претворяли в жизнь какую-то идею, обязательно все вместе. Ну а тут такая встреча намечается!
«На дальнюю поездку мы сами зарабатывали деньги – неоднократно очищали Павловский мост от снега. С финансами помогли родители и шефы – Экскаваторный завод. И наконец отправились. Приехали во Львов и ахнули – очень красивый город. В Сокале встретились с местными школьниками, те тоже собирали материалы о Лопатине. Жили у них в домах. И дети, и взрослые украинцы оказались очень дружелюбными добрыми людьми. В течение нескольких последующих лет мы переписывались с теми ребятами. Где они теперь и помнят ли нашу встречу?».
На 13-й погранзаставе ковровские школьники осмотрели Аллею героев. По обе ее стороны были посажены вишневые деревца, но никто не рвал с них ягоды. Осыпаясь, те устилали землю красным ковром, напоминая, сколько крови было пролито здесь. Детей очень тронуло зрелище, долго потом вспоминали. Интересно им было рассматривать в бинокли купола польских церквей. Другая страна – вот она, совсем рядом. Но пробраться очень трудно, пограничная полоса настолько мелко вспахана, что видны отпечатки птичьих лапок.
Своими руками
Земля с места отчаянной схватки пограничников с врагами, помещенная в специальную емкость, стала одним из экспонатов музея 7-й школы. Во время памятной поездки ребята получили в подарок от вдовы Лопатина и пограничников много фотографий, солдатскую каску, пограничную фуражку, гильзы и снаряды. Можно было приступать к созданию экспозиции.
«Наши мальчики – Саша Лошкарев, Юра Метлин, Валера Овчинников, Валера Шилов, Володя Волков, Саша Васин – на уроках труда сколачивали рамки для фотографий, вырезали оргстекло. Стенды – вещь посерьезнее, но их тоже делали в школьных мастерских. Спасибо учителям по труду, помогли, научили.
К слову, позже Александр Лошкарев был ведущим инженером на «Сигнале», говорят, весь завод на нем держался. Васин, Овчинников там же работали и некоторые другие наши мальчики, а также Вера Хорхорина (Суслова) и Лариса Вуколова (Щелокова), которая до сих пор трудится инженером. Педагогами стали Елена Пакшина, Татьяна Шкурупий, Вера Иванова (Воробьева)».
В шестом классе ребята прочли «Непокоренную заставу», а к восьмому классу трое из них (Валера Овчинников, Таня Шкурупий и Вера Иванова) стали экскурсоводами музея и посещали с докладами другие школьные классы.
«Через пятьдесят с лишним лет помню многие подробности из жизни Алексея Лопатина. Родился он 5 февраля 1915 года в деревне Затхлино Зименковской волости Ковровского уезда (по-старому), окончил ФЗУ №2, работал в ремесленных мастерских Экскаваторного завода. Про него, слесаря котельного цеха, заводчане говорили: «Вон неугомонный идет», потому что всегда работал качественно, добивался поставленной задачи».
Сегодня неугомонность и активность молодежи тридцатых годов прошлого века кажется нам чем-то надуманным. Однако такие ребята встречались и в шестидесятые.
Вот как отзывалась о «музейных» мальчишках и девчонках учитель математики Валентина Андреевна Лямонова: «Поразительный класс! Всегда окрыленные дети, постоянно у них какое-то интересное дело» . В свою очередь, добавим: благодаря им школе №24 присвоено имя Алексея Лопатина.
Но прошло время, от музея остались лишь крупицы – часть фотографий со стендов, муляж Звезды Героя и погон пограничника. И, к сожалению, воссоздать его в былом виде невозможно из-за нехватки школьных помещений. Поэтому остается виртуальный вариант.
О. АРТЕМЬЕВА
Собравшиеся вспоминали дела давно минувших дней, в том числе и как создавали школьный музей, посвященный Герою Советского Союза, начальнику 13-й погранзаставы Алексею Лопатину.
Непокоренная застава
«У нас, школьников шестидесятых годов прошлого века, была бурная внеурочная жизнь – поездки в театры, по историческим местам, походы и турслеты, пионерские сборы, выпуск стенгазет и, конечно, многочисленные классные часы. Мы жили в школе, – рассказывает одна из выпускниц Вера Васильевна Воробьева. – Музейное дело началось с того, что на один из классных часов наша замечательная классная мама принесла небольшую книгу под названием «Непокоренная застава». Книжка очень понравилась и даже вдохновила нас, а Лариса Исааковна предложила создать школьный музей в честь нашего земляка, героя-пограничника».
Каков первый шаг к созданию школьного музея? По-разному. Ребята из шестого «В» начали с письма, которое отправили Анфисе Алексеевне Лопатиной, вдове погибшего героя, бессменной заведующей Музеем заставы в селе Скоморохи под городом Сокаль Львовской области. Лопатина прислала ответ, где многое рассказала о личной жизни своего мужа, о том, как они встретились в Коврове и жили на съемной квартире у некоего Бычкова. О подвиге пограничников, которые небольшим отрядом отбивались от врага 11 суток, и страшном военном времени. Ковровские школьники узнали, как в июне 1941 года спаслись семьи военнослужащих. Пока пограничники держали заставу, они скрывались от бомбежки в подвале своей кирпичной двухэтажки. Когда стало совсем жарко, местные жители во главе с председателем колхоза Ульяной Баштык вывели женщин и детей в безопасное место. Анфиса Алексеевна успела попрощаться с мужем... навсегда.
В дорогу – на Западную Украину
У ребят из 7-й школы завязалась активная переписка не только с родственниками Героя Советского Союза лейтенанта Лопатина, но и с детьми из города Сокаль, с комсомольцами-пограничниками. Обычно трудились над письмами в доме учительницы, которая «давала нужное направление». Бойкое перо оказалось у Лены Пакшиной, Саши Лошкарева, Ольги Кротович и некоторых других.
Однажды вдова героя пригласила юных ковровчан в гости. То-то было радости! В дорогу собирались 34 школьника. Уж если ребята претворяли в жизнь какую-то идею, обязательно все вместе. Ну а тут такая встреча намечается!
«На дальнюю поездку мы сами зарабатывали деньги – неоднократно очищали Павловский мост от снега. С финансами помогли родители и шефы – Экскаваторный завод. И наконец отправились. Приехали во Львов и ахнули – очень красивый город. В Сокале встретились с местными школьниками, те тоже собирали материалы о Лопатине. Жили у них в домах. И дети, и взрослые украинцы оказались очень дружелюбными добрыми людьми. В течение нескольких последующих лет мы переписывались с теми ребятами. Где они теперь и помнят ли нашу встречу?».
На 13-й погранзаставе ковровские школьники осмотрели Аллею героев. По обе ее стороны были посажены вишневые деревца, но никто не рвал с них ягоды. Осыпаясь, те устилали землю красным ковром, напоминая, сколько крови было пролито здесь. Детей очень тронуло зрелище, долго потом вспоминали. Интересно им было рассматривать в бинокли купола польских церквей. Другая страна – вот она, совсем рядом. Но пробраться очень трудно, пограничная полоса настолько мелко вспахана, что видны отпечатки птичьих лапок.
Своими руками
Земля с места отчаянной схватки пограничников с врагами, помещенная в специальную емкость, стала одним из экспонатов музея 7-й школы. Во время памятной поездки ребята получили в подарок от вдовы Лопатина и пограничников много фотографий, солдатскую каску, пограничную фуражку, гильзы и снаряды. Можно было приступать к созданию экспозиции.
«Наши мальчики – Саша Лошкарев, Юра Метлин, Валера Овчинников, Валера Шилов, Володя Волков, Саша Васин – на уроках труда сколачивали рамки для фотографий, вырезали оргстекло. Стенды – вещь посерьезнее, но их тоже делали в школьных мастерских. Спасибо учителям по труду, помогли, научили.
К слову, позже Александр Лошкарев был ведущим инженером на «Сигнале», говорят, весь завод на нем держался. Васин, Овчинников там же работали и некоторые другие наши мальчики, а также Вера Хорхорина (Суслова) и Лариса Вуколова (Щелокова), которая до сих пор трудится инженером. Педагогами стали Елена Пакшина, Татьяна Шкурупий, Вера Иванова (Воробьева)».
В шестом классе ребята прочли «Непокоренную заставу», а к восьмому классу трое из них (Валера Овчинников, Таня Шкурупий и Вера Иванова) стали экскурсоводами музея и посещали с докладами другие школьные классы.
«Через пятьдесят с лишним лет помню многие подробности из жизни Алексея Лопатина. Родился он 5 февраля 1915 года в деревне Затхлино Зименковской волости Ковровского уезда (по-старому), окончил ФЗУ №2, работал в ремесленных мастерских Экскаваторного завода. Про него, слесаря котельного цеха, заводчане говорили: «Вон неугомонный идет», потому что всегда работал качественно, добивался поставленной задачи».
Сегодня неугомонность и активность молодежи тридцатых годов прошлого века кажется нам чем-то надуманным. Однако такие ребята встречались и в шестидесятые.
Вот как отзывалась о «музейных» мальчишках и девчонках учитель математики Валентина Андреевна Лямонова: «Поразительный класс! Всегда окрыленные дети, постоянно у них какое-то интересное дело» . В свою очередь, добавим: благодаря им школе №24 присвоено имя Алексея Лопатина.
Но прошло время, от музея остались лишь крупицы – часть фотографий со стендов, муляж Звезды Героя и погон пограничника. И, к сожалению, воссоздать его в былом виде невозможно из-за нехватки школьных помещений. Поэтому остается виртуальный вариант.
О. АРТЕМЬЕВА
Последние новости
Владимирская область проведет диспансеризацию для сельского населения
Медицинские работники будут работать в 161 населенном пункте региона.
Личный прием граждан в Петушках
Жители могут задать вопросы первому заместителю прокурора области.
Прием граждан прокурором Владимирской области в Юрьев-Польском
Иван Владимирович Грибов проведет встречу с жителями города.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией
На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Рыбинске на выгодных условиях