Во Владимире молодежи рассказали, как «осовременить» классическое искусство
Фото: автора. «Искусство: вчера, сегодня, завтра» обсудили во Владимире. В течение двух дней (22 и 23 ноября) в «Арт Холле» проходит молодежный форум.
На сцене выступили с лекциями представители разных сфер креативной индустрии: балет, музыка и театр. Участников на форуме собралось немало. Почти все слушатели – студенты музыкальных или художественных учебных заведений.
Пандемия повлияла на искусство не только отправив артистов и художников в виртуальную реальность, но и привнесла много инноваций в офлайн-формат. Поговаривают даже о внедрении искусственного интеллекта в потенциально творческие области. Обойти тему влияния коронавируса – невозможно. И на форуме вопрос «выживания» искусства в этот период стал одним из ключевых. Спикеры поделились своими историями.
Артистка балета Михайловского и Мариинского театров Екатерина Красюк до локдауна работала в балетной школе в Лондоне. Когда началась пандемия, вернулась в Россию и продолжила вести уроки дистанционно. Балерина нашла плюсы в таком формате общения со своими учениками, однако остается приверженцем живых встреч:
– Сначала было сложно. Потом поняла, как правильно доносить информацию. Когда педагог не может дотронуться до ученика, трудно понять, какую мышцу надо «включить». Зато ты начинаешь погружаться в материал, в свои ощущения… У меня были студенты возрастные, даже за 50 лет. Занимались с ними классическим балетом, даже учили вариации из спектаклей, – рассказала Екатерина. – Но если мы говорим про профессиональное образование, конечно, онлайн-занятия никогда не заменят живую работу! Артистам балета при длительных перерывах очень сложно входить в форму. Один день пропуска за месяц, а ведь балетная карьера короткая.
Актриса владимирского академического театра драмы, член Союза театральных деятелей Ариадна Брунер во время пандемии посвятила себя саморазвитию. Артистка уверена: дистанционный формат губителен для искусства, но полезен для осознанного познания личности.
– Мы не теоретики, а практики. Через экран ты не подскажешь, как правильно дышать, держать опору, не отрегулируешь дикцию... В период пандемии наш театр работал онлайн, транслировались спектакли записанные ранее на камеру. Я полгода питалась книжками, а также музыкальными и художественными материалами, – рассказала Ариадна. – Информацию всегда потребляйте в нужных целях. В пандемию мы имели возможность посмотреть спектакли, смотреть фильмы и много читать. К сожалению, нынешняя молодежь (сужу по студентам, которых обучаю) неосознанно это все использует.
Брунер дополнила, что сейчас театр среди владимирцев очень востребован, и залы всегда заполнены на разрешенные 50 процентов зрителей.
Еще один гость форума – концертирующий пианист, музыковед Вадим Самохин сумел извлечь позитив из удаленных занятий с учениками. По его словам, у детей не было сценического волнения. Кроме того, появилась возможность фидбека в виде коротких роликов. В плюсы музыкант записал и более пристальный родительский контроль. Но такие бонусы не перекрывают минусов.
«Музыка, как и балет, очень консервативная сфера с точки зрения обучения. Возникает вопрос, как адаптировать образование под нынешние реалии. Можно ли сделать полностью дистанционное обучение в художественных дисциплинах? Нет, нельзя. Нет эмоционального контакта с педагогом, отсутствуют необходимые психо-эмоциональные и тактильные связи. Геометрия, математика и физика – теоретически все можно объяснить», – отметил Вадим Самохин.
Музыковед затронул вопрос “живучести” академического искусства в современных реалиях:
« Надо исходить из того, насколько живо академическое искусство. Нужно ли знать картины Да Винчи или Ван Гога, или кто такие Чайковский и Бетховен? Для общего определения человека, как культурного и интеллигентного – да. Важно не пассивное усвоение знаний. Когда я ездил на гастроли в Норвегию, произошла забавная история. Там невообразимого размера муравейники, они охраняются как национальное достояние. Мы с приятелем провели небольшой эксперимент: взяли гитару и скрипку, и сыграли композиции Баха и Паганини. Ждали какой-то реакции, например, муравьи поднимут головы, начнут с удовольствием слушать. А они все бегали в своем удивительно организованном социуме. Насколько мы отличаемся от животных. Отказывая себе в познании секретов, смыслов, шифров, которые сокрыты в искусстве, мы идем в эту самую жизнь муравьев!»
Вадим Самохин считает, что творческие профессии, даже вспомогательные, в недалеком будущем переформатируются: « Цифровые театры моих коллег популярны, например, Константина Богомолова. Хотя к ним относятся достаточно спорно. Технологии и инновации нам только в помощь. Самое главное – содержание. Стараюсь внедрять их, где это позволено цензурой и форматом образовательного учреждения. Если мы делаем проект по Чайковскому, то обязательно ставим шоковую часть, например, рэп. Когда выхожу на сцену, люди думают, что я начну играть «Первый концерт», а я буду читать рэп. Причем во фраке и бабочке. В искусстве уже много чего изобретено. Может подрастающее поколение привнесет глоток креатива. Вы слышали синтез симфонического оркестра с электроникой? Это – настоящее искусство».
Автор: Валерия ТимергалинаПоследние новости
Рост заболеваемости COVID-19 во Владимире
В регионе зафиксирован новый скачок случаев коронавирусной инфекции.
Горячая линия Роспотребнадзора по профилактике ВИЧ-инфекции
Специалисты будут консультировать по вопросам ВИЧ и СПИДа.
Онкобольной потратил свыше 1 млн на лекарства
Прокуратура требует от Минздрава компенсировать затраты пациента.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией