Посох архимандрита Досифея
В этом году исполняется 130 лет одному из экспонатов декоративно-прикладного искусства, хранящемуся в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника – посоху архимандрита Досифея.
В этом году исполняется 130 лет одному из экспонатов декоративно-прикладного искусства, хранящемуся в коллекции Владимиро-Суздальского музея-заповедника – посоху архимандрита Досифея. История посоха интересна и заслуживает небольшого рассказа.
Знак власти высшего духовенства, символ пастырского служения, архиерейский посох обычно состоит из стержня с круглыми держателями -«яблоками» и навершия, которое до середины XVII столетия имело простую слегка изогнутую форму. При патриархе Никоне появились навершия в виде двух стилизованных змей, обращенных друг к другу и означающих мудрое управление паствой. Для изготовления посохов применяли дерево, кость или металл, навершия часто делались серебряными и украшались чеканкой, чернью и эмалью. Посох из музейного собрания сделан из позолоченной меди. Он имеет вид длинного зауженного книзу жезла, на который на разной высоте насажены четыре круглых «яблока» - одно гладкое и три с эмалью. Навершие выполнено из серебра и позолочено. Оно состоит из двух завитков (стилизованных змей) и сферы с четырехконечным крестом. Детали навершия и «яблоки» украшены сканным орнаментом, расцвеченным белой, синей, голубой и красной эмалью. Такая ювелирная техника называется «эмаль по скани»: при ее изготовлении на металлическую поверхность накладываются отрезки металлической проволоки, образующие геометрический или растительный узор. После этого ячейки узора заполняются цветной эмалью – жидким сплавом стекла, окрашенного в разные оттенки. Этот вид ювелирного искусства был широко распространён в Древней Руси и вновь возродился в конце XIX – начале XX столетия, когда мастера обратились к прежним традициям орнаментации с полихромной узорчатостью. Эмаль стала в это время излюбленным приемом декора бытовых и культовых предметов, ее цветовая палитра расширилась, в орнаменте наряду с традиционными мотивами появились элементы новорусского стиля и модерна. Производством изделий с эмалью занимались многие ювелирные мастерские и фабрики России, в числе которых были крупнейшие фирмы Овчинникова, Хлебникова, Курлюкова. Такие предметы входили и в ассортимент основанной в 1872 году в Москве фабрики золотых и серебряных изделий Николая Васильевича Немирова-Колодкина. В 1891 году было учреждено фабрично-торговое товарищество преемников Н.В. Немирова-Колодкина, известное до 1916 года. На новой фабрике с электрическими двигателями и паровыми машинами изготавливался большой объем продукции по заказам Священного Синода, духовенства и частных лиц. На производстве работали талантливые художники и ювелиры. Ассортимент изделий был чрезвычайно разнообразен, для декора применялись гравировка и чеканка, чернь и различные виды эмали. Вот на данной фабрике в 1892 году городской управой Суздаля и был заказан посох с серебряным орнаментированным навершием. На его приобретение затрачено 165 рублей, собранных по подписке между гражданами города. Посох в специальном футляре из орехового дерева был поднесен настоятелю суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандриту Досифею в связи с 25-летием его пастырского служения в Суздале.
Досифей (в миру Дмитрий Цветков) (1818-1899) родился в Нижегородской губернии в семье причетника. После учебы в духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии был пострижен в монахи Оранской Богородицкой пустыни. С 1867 г. вплоть до своей смерти в 1899 г. служил настоятелем суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Досифей активно занимался благоустройством обители, при нём был сооружен и открыт мавзолей над могилой князя Д.М. Пожарского, он принял активное участие в образовании Общества вспомоществования нуждающимся ученикам Суздальского духовного училища и сам неоднократно жертвовал в него, за что получал благодарности от Правления Суздальского духовного училища. Архимандрит активно поддержал открытие в училище общежития для бедных учеников. О. Досифей долгое время был благочинным 12 монастырей Суздальского уезда, пользовался большим авторитетом среди суздальского священства и жителей города и уезда. За свои труды получил множество наград, в том числе ордена святой Анны 1 и 2 степени, орден святого князя Владимира 3 степени, золотой наперсный крест из Кабинета Его Величества.
4 декабря 1892 г. торжественно отмечалось 25-летие пастырского служения архимандрита Досифея в Суздале. В статье Владимирских епархиальных ведомостей, посвященной празднованию, подробно описывается проведение этого знаменательного события, поздравления и дары архимандриту. В конце торжественной литургии городским головой Василием Алексеевичем Охлониным Досифею были поднесены адрес и подарок от суздальской городской думы - «весьма ценный» посох. В память об этом событии на посохе выполнена надпись: «Настоятелю Спасо-Евфимиева монастыря отцу архимандриту Досифею въ день его двадцатипятилетняго юбилея служения въ г. Суздале отъ Суздальскаго городскаго общества». Приняв подарок, Досифей в ответ поблагодарил всех жителей Суздаля, сказав: «поднесенный жезл будет напоминать мне о благорасположении ко мне общества…».
Посох архимандрита Досифея после его смерти хранился в Спасо-Евфимиевом монастыре, а после закрытия обители в 1923 году поступил в коллекцию Суздальского музея. Сейчас этот любопытный экспонат можно увидеть в постоянной экспозиции «История Суздаля».
М.А.Быкова,
хранитель музейной коллекции
«Драгоценные металлы и камни» ГВСМЗ.
На снимках: посох и его фрагмент
архимандрита Досифея.
Последние новости
Правовое просвещение против дистанционного мошенничества
Прокуратура города Владимира проводит мероприятия для повышения осведомленности о рисках мошенничества.
Конкурс детских рисунков в Александровском районе
Учащиеся отметили День народного единства через творчество.
Совещание по вопросам обращения с отходами в городе Владимире
Обсуждение состояния законности и содержания придомовых территорий.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований