Свадебные обряды и обычаи на Руси

   С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила.

    С  давних пор именно свадьба  считается самым важным событием в  жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и  строго соблюдая особые правила. 

Свадебные обряды древних славян

 

  К  созданию новой семьи наши предки подходили крайне ответственно, надеясь на  помощь Богов и  судьбы. Само слово «свадьба» состоит из  трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на  земле и  «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами».

Вступление в  семейную жизнь в  первую очередь всегда направлено на  продолжение здорового и  сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и  запретов на  создание новой пары:

возраст жениха должен быть не  меньше 21  года; возраст невесты  — не  меньше 16  лет; род жениха и  род невесты не  должны быть близки кровно.

      Вопреки существующему мнению, и  жениха, и  невесту редко выдавали замуж или женили против их  воли: считалось, что Боги и  сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в  особом, гармоничном состоянии.

    Если девушка и  парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в  порядке, назначалась дата свадьбы.

 

  Считалось, что в  день бракосочетания невеста умирала для своего рода и  его духов-хранителей, чтобы возродиться в  роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

      В  первую очередь, о  символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у  наших предков было принято красное  свадебное платье  с  белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и  белый на  Руси были цветами траура, а  плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее  нахождение в  мире мертвых. Снять его можно было только во  время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

      Подготовка к  свадебному дню как для жениха, так и  для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с  ней отправлялись в  баню для ритуального омовения. Под горькие песни и  слезы девушку омывали водой из  трех ведер, символически указывая на  ее  присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и  Прави. Невеста и  сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

      Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с  гребнем, лентами и  сладостями. С  момента получения подарка невесту начинали переодевать и  готовить к  обряду бракосочетания. Во  время одевания и  причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а  невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до  свадьбы, тем меньше их  прольется во  время супружеской жизни.

      Тем временем в  доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в  которых сам жених и  его дружина отправлялись за  невестой с  дарами ее  подругам и  родителям. Чем богаче  семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к  дому невесты под пение и  танцы.

      По  прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и  шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и  в  наше время, превратившись в  «выкуп» невесты.

      После того, как жених прошел все проверки и  получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с  молодыми, дружиной и  родственниками направлялся на  капище. Ехали на  него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в  это время будущая жена наполовину находится в  мире Нави, и  видеть ее  «полностью живым» людям было нельзя.

        По  приезду на  капище молодых волх проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в  паре и  скрепляя клятву молодых перед Богами. С  этого момента жених и  невеста считались семьей.

      После обряда все гости во  главе с  семейной парой отправлялись на  пир в  честь свадьбы, который мог длится до  семи дней с  перерывами. Во  время угощения молодые получали подарки, а  также многократно одаривали своих гостей поясами,  куколками-оберегами  и  монетами. Кроме того, в  течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и  подарить так называемый «отдарок»  — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок.

      Со  временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и  войнами. Изменения прижились и  принесли нам память о  русских народных свадебных обрядах.

 

Русские народные свадебные обряды

   

          Так  же, как и у древних славян, в  традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и  сговор. На  общих смотринах, проходивших на  гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о  ней и  ее  семье. С  появлением христианства на  Руси свадебные обряды изменились коренным образом.

      Найдя девушку, родственники жениха засылали сватов в  семью невесты. Сваты могли приходить до  трех раз: первый  — заявить о  намерениях семьи жениха, второй  — присмотреться к  семье невесты, и  третий  — получить согласие.

          В  случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в  дом жениха и  осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо  ли будет жить здесь их  дочери. 

      Если и  этап смотрин оказывался успешным, то  родители жениха приезжали с  ответным визитом: они лично знакомились с  невестой, наблюдали за  ее  умением вести хозяйство и  общались с  ней. Если в  итоге они не  разочаровывались в  девушке, то  к  невесте привозили жениха.

    Девушка должна была показаться во  всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и  собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в  вечер «третьих смотрин» невеста в  большинстве случаев имела право отказаться от  жениха.

    Если молодые смогли понравиться друг другу и  не  возражали против свадьбы, их  родители начинали обсуждать материальные затраты на  свадьбу своих детей, размер приданого невесты и  подарки от  семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и  отец жениха «били руки», то  есть скрепляли договор рукопожатием. После завершения договора начиналась подготовка к  свадьбе, которая могла продолжаться до  месяца.

    Поскольку без венчания в  церкви брачный союз не  считался действительным, свадебный обряд состоял из  двух частей: венчание в  церкви и  обрядовая часть, пир.

Литература:

 

1. «Русские обычаи, обряды, суеверия» Сост. Копылова;

2. Костомаров Н. И «Домашняя жизнь и нравы русского народа»;

3.Аполлон Коринфский «Народная Русь»;

4. «Наши традиции»;

5.А.Терещенко «Быт русского народа»;

6. «Домострой»;

7. «Семейные обряды Владимирской деревни».

 

   

Последние новости

Госдума поддержала инициативу о бесплатной юридической помощи для многодетных семей

Законопроект предлагает бесплатное адвокатское сопровождение в суде.

Гуманитарная помощь из Гусь-Хрустального для военнослужащих

Город активно поддерживает своих земляков в зоне спецоперации.

95-летие арматурного завода: путь к возрождению и модернизации

Завод продолжает развиваться и модернизироваться после банкротства.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Санкт-Петербурге, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *