ЗАБЫТЫЙ СВЯТИТЕЛЬ СТРАШНОГО ВЕКА
Среди множества исторических лиц, связанных с нашим краем, есть и забытые имена, о которых крайне редко вспоминают даже специалисты-исследователи.
Среди множества исторических лиц, связанных с нашим краем, есть и забытые имена, о которых крайне редко вспоминают даже специалисты-исследователи. Среди них — епископ Владимирский Иаков, занимавший архиерейскую кафедру во Владимире на Клязьме в конце трагического XIII столетия, когда Русь истекала кровью под гнетом Золотой Орды, в пору постоянной внешней опасности и неутихающих внутренних междоусобиц. Владыка Иаков, в чью епархию входил Ярополч-Залесский, до конца отстаивал единство Русского государства и интересы своей паствы, рискуя не только саном, но и самой жизнью. В этой борьбе он оставался последовательным до конца, окончив свои дни в опале и забвении, но заслужив право на уважение и память потомков.
Епископ Иаков был родом из Переславля-Залесского и появился на свет в канун Батыева нашествия 1237-1238 гг. Существует большая вероятность, что владыка Иаков, еще не имея архиерейского сана, хорошо знал великого князя Владимирского Александра Невского, который от отца Ярослава II Всеволодовича унаследовал родовой Переславль-Залесский. После кончины победителя шведов на Неве и псов-рыцарей на льду Чудского озера в 1264 году, сначала его младшие братья, а потом и сыновья в течение длительного времени боролись за первенство в Северо-Восточной Руси. До 1287 года архиереем во Владимире на Клязьме в течение целого десятилетия был епископ Феодор III, до своей хиротонии занимавший пост архимандрита во Владимирском Константино-Еленинском (Цареконстантиновском) монастыре.
Преемником Феодора и стал Иаков с титулом епископ Владимирский, Суздальский и Нижегородский. В архиерейский сан его рукоположил митрополит Киевский и всея Руси Максим, родом грек, с 1283 года живший на Руси. Хиротония нового епископа Владимирского и Суздальского состоялась в Киевском Софийском соборе в 1288 году. В то время Киев являлся официальной резиденцией митрополита. Лишь 11 лет спустя в 1299-м высокопреосвященный Максим покинет старую столицу на Днепре и переселится на постоянное жительство во Владимир, где и окончит свои дни.
Софийский собор в Киеве, где прошла хиротония епископа Владимирского и Суздальского Иакова Митрополит Киевский Максим
Очевидно, что епископ Иаков занял кафедру во Владимире, будучи сторонником тогдашнего великого князя Владимирского Дмитрия Александровича, второго сына и наследника Александра Невского. Князь Дмитрий в течение длительного времени был вынужден вести борьбу со своим младшим братом, интриганом и смутьяном князем Андреем Александровичем Городецким. В 1285 году князь Дмитрий одержал полную победу над татарским отрядом, который прибыл по приглашению городецкого князя. Возведение на владимирскую кафедру епископа Иакова, несомненно, способствовало еще большему укреплению власти сына и продолжателя дела Александра Невского.
Великий князь Владимирский Дмитрий АлександровичНовый владыка стал верным соратником великого князя, вместе с которым, как мог, пытался собирать русские земли вокруг постепенно теряющей свое значение домонгольской столицы. Князь Дмитрий и епископ Иаков на рубеже 1280-х- 1290-х гг. фактически управляли Северо-Восточной Русью, из которой позже выделилось великое княжество Московское. Во время объездов своей епархии владыка посещал разоренный и так и не оправившийся в полной мере от монгольского погрома Ярополч-Залесский (этот город находился в самом центре обширной епархии владыки Иакова) и окрестные села. О запустении Владимиро-Суздальской земли, где даже многие храмы были разорены, он писал князю Дмитрию Александровичу: «А ныне… поминаю ти, сыну своему, о церкви Божии, а сам, сыну, ведаешь, церкви та ограблена и дома ея пусты», — писал владыка. Это послание давно признано замечательным памятником русской литературы конца XIII столетия.
Однако времени для бережения и обустройства Залесской Руси князю и архипастырю судьба отвела немного. В 1292 году Андрей Городецкий вновь собрал союзников против старшего брата, причем главной ударной силой этого недостойного сына Невского стало татарское войско хана Волжской Орды Тохты под командой ханского брата полководца Тудана, который в русских летописях именуется как Дюдень. В 1293-м Андрей Александрович с Дюденем и беспринципным интриганом князем Федором Ярославским во главе огромного войска, основу которого составляли ордынцы, начали поход на Владимиро-Суздальскую землю. Сил для отпора у великого князя Владимирского не было. Дмитрий Александрович бежал в Псков.
Татары же, возглавляемые князем Андреем, сумели захватить стольный град. Летопись об этом событии говорит: «… пришедше, взяша Владимир, и церковь владимирскую разграбиша, и чудное дно медное выдраша, и сосуды священные все поимаша». Кроме Владимира, татары тогда же взяли еще 14 окрестных городов, «всю землю пусту сотвориша». В числе разоренных городов был и Ярополч-Залесский. Без сомнения тогда же был опустошен и весь нынешний Вязниковский край. «Дюденева рать» надолго осталась в памяти наших предков как синоним ужасающего погрома, сопоставимого с жутью Батыева нашествия. По одной из версий, во время «Дюденевой рати» епископ Иаков оставался во Владимире, рискуя повторить мученическую кончину владимирского владыки Митрофана, погибшего в феврале 1238 года при взятии ордынцами кафедрального Успенского собора. Однако даже у татар не поднялась рука на святителя Иакова.
Одна из летописных миниатюр о разорении ордынцами Владимирского края Владимирский Рождественский монастырь, где находилась резиденция владыки Иакова
Новым великим князем Владимирским стал князь Андрей Александрович. Брату Дмитрию он выделил в удел Переяславль-Залесский. Но вскоре Дмитрий Переяславский заболел и в 1294-м скончался. Владыка до конца оставался верен своему соратнику и единомышленнику Дмитрию Александровичу, осуждая городецкого князя за постоянные усобицы, злоумышления против старшего брата и союз с ордынцами, разорительный для Руси.
Иаков отказался благословить Андрея Городецкого на великое княжение. Князь не мог простить такого епископу, но не имел возможности отрешить его от кафедры и епархии. Однако князь воспользовался настроем митрополита Максима, намеревавшегося переселиться во Владимир с неспокойного юга Руси. Это могло произойти лишь при поддержке великого князя Андрея Городецкого. Поэтому Максим и Андрей Александрович быстро нашли общий язык. В 1295 году (по другим источникам — в 1297-м) митрополит Максим приехал во Владимир на Клязьме. Там первосвятитель под надуманным предлогом низложил епископа Иакова и свел его с владимирской кафедры.
Заточить в темницу опального и непокорного владыку ни митрополит, ни князь-узурпатор не решились. Бывшему епископу оставили иноческий сан и отправили в один из суздальских монастырей. Там Иаков принял схиму, сменив имя на Иоанн. Схимонах Иоанн провел в Суздале остаток своих дней в уединении и молитве, удалившись от мирских дел, но убеждениям не изменил. И время быстро все расставило по своим местам. В 1304 году скончался великий князь Андрей Александрович, единственный сын и наследник которого умер раньше него. По выражению историка Николая Карамзина, «никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского». Вслед за ним в 1305-м во Владимире умер и митрополит Максим. Великое княжение перешло к Михаилу Тверскому, с которым за стольный град Владимир предстояло долго и упорно бороться московским князьям — сыновьям самого младшего сына Александра Невского Даниила Александровича.
Преемник Иакова на епископстве во Владимире владыка Симеон пробыл на кафедре всего лишь до 1299 года, после чего уехал в Ростов, и следующий епископ на берегу Клязьмы появился лишь при дочери Петра I императрице Елизавете Петровне в конце 1740-х гг. — это был Платон (Петрункевич), принявший титул епископа Владимирского и Яропольского.
А низведенный епископ Иаков – схимонах Иоанн тихо почил в Суздале в 1314 году, пережив почти всех своих друзей и гонителей. Место его погребения до сих пор остается неизвестным. Возможно, он покоится в Суздальском Богородице-Рождественском соборе, где погребены многие видные представители духовенства. Некоторые путают схимонаха Иоанна-Иакова со святым епископом Иоанном Суздальским, занимавшим суздальскую кафедру в 1350-1364 гг. Этот святитель с юных лет он поступил в один из монастырей Суздаля. Несомненно, он хорошо знал своего тезку схимника Иоанна и потом в точности повторил его судьбу: по политическим причинам был лишен кафедры и окончил дни схимонахом Иоанном в Боголюбовом монастыре. Но это уже другая страница нашей истории, в которой многое повторяется…
Богородице-Рождественский собор в Суздале — предполагаемое место погребения схимонаха Иоанна, бывшего епископа Владимирского Иакова автор: Николай ФроловПоследние новости
Госдума поддержала инициативу о бесплатной юридической помощи для многодетных семей
Законопроект предлагает бесплатное адвокатское сопровождение в суде.
Гуманитарная помощь из Гусь-Хрустального для военнослужащих
Город активно поддерживает своих земляков в зоне спецоперации.
95-летие арматурного завода: путь к возрождению и модернизации
Завод продолжает развиваться и модернизироваться после банкротства.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией