Владимирские ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС поделились воспоминаниями
Участники ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы с полным основанием считают своим День Героев Отечества.
Отечество направляло на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС как на войну.
- И каждый там выполнял свою задачу, среди сотен тысяч людей, действовавших и живших зоне радиоактивного поражения, - напоминает председатель областного «Союза Чернобыль» Юрий Чайковский.
Рассказ каждого воина-чернобыльца - свидетельство тех героических дней.
Александр Сергеевич Губин был направлен в зону Чернобыльской АЭС осенью 1986 года. Он профессионально знал об особенностях радиационного поражения, понимал, чем оно грозит. Ведь молодой офицер только что окончил тогда высшее военное училище химзащиты.
Однако Губина и его товарищей в училище готовили к действиям в условиях после одномоментного взрыва атомной бомбы. А взорвавшийся энергоблок АЭС продолжал извергать радиацию в совершенно непредсказуемых объемах и разных направлениях. Так что пришлось действовать совершенно не так, как учили.
Александр Губин в зоне ликвидации командовал ротой полка химзащиты. В задачу ходила дегазация местности, жилых домов, потом - одного из зданий АЭС. В ноябре был отдан приказ убирать с крыши третьего энергоблока радиоактивные обломки, попавшие туда после взрыва четвертого В роту набрали не юных призывников, а взрослых мужчин — «приписников» из запаса, уже отслуживших по призыву и приписанных к полку..
Губин был так называемым выводным офицером: он выводил поочередно команды ликвидаторов на тот или иной участок работ на кровле. А уровни радиации были неравномерными в разных местах, доходя в районе трубы энергоблока до 3000 рентген в час. Так что и работала каждая группа в считанные минуты, а то и секунды, иначе уровень радиоактивного поражения был бы запредельным.
- Последняя группа получала работы за 45 секунд получала максимально допустимую в то время дозу радиации в 25 рентген, - рассказывает Губин. - Люди успевали в отведенное время лишь добраться до заданного участка и бросить несколько лопат с обломками, и уже пора было возвращаться.
За временем работы каждой группы и следил Александр Губин. Поэтому поднимался к месту работ дольше и чаще многих других.
Поначалу когда на крыше работала всего одна видеокамера, людям нужно было буквально «на пальцах» объяснять, где и что им нужно делать. Потом камер стало больше, и уже заранее можно было на экране показать, куда именно нужно идти. Выручали и роботы — небольшие тракторы, как вспоминает Александр Сергеевич.
Последствия облучения и вред здоровью после участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Александр Губин ощутил уже через полгода. Но такой диагноз как лучевая болезнь тогда никому не ставили. И до завершения крайнего этапа военной службы — в танковом полку во Владимире в конце 90-х годов, - оформлением инвалидности офицер заниматься не мог. А затем получил вторую группу по заболеванию, связанному с выполнением задач в Чернобыле. Александр Губин был награжден орденом Мужества.
Такой же орден - среди наград одного из самых активных соратников по «Союзу Чернобыль» Игоря Владимировича Артемова. Он прибыл в Чернобыльскую зону летом 1986-го. Тогда был командиром учебного взвода радиационной и химической разведки. Ехал туда, как ему обещали, всего на несколько недель. А остался почти до нового 1987 года.
В числе разных заданий воины очищали верхние этажи хранилища отходов ядерного топлива высотой с 12-этажный дом. Впоследствии Артемов тоже получил инвалидность 2-й группы.
Поражение радиацией люди в Чернобыльской зоне получали постоянно, хотя никаких внешних признаков «боя» не было: зрели яблоки, пели птицы, светило солнце. Радиация – это невидимая смерть…
- Спустя более 35 лет после аварии на Чернобыльской АЭС, могу говорить уверенно, что все они были героями: и тот, кто действовал вблизи взорвавшегося реактора, и тот, кто кашеваром людей кормил, чтобы они снова шли выполнять задание государства, - говорит Юрий Чайковский.
Юрий Викентьевич, который в Чернобыле был замполитом полка химзащиты, - отмечает, что процесс награждения воинов-чернобыльцев отличался от традиционного принципа на военной службе, когда если совершил подвиг, то вскоре получил награду. Большинству же награжденных за ликвидацию последствий крупнейшей техногенной катастрофы вручили знаки признания подвига значительно позже и во многом благодаря усилиям и ходатайству «Союза Чернобыль».
268 ликвидаторов из Владимирской области удостоены ордена Мужества. А всего награжденных за подвиг в Чернобыле в регионе около 400 человек. На сегодня из 2,5 тысячи участников ликвидации из Владимирской области скончалось уже до тысячи человек.
«Союз Чернобыль», превратившись в общественную организацию, где почти все имеют инвалидность, не получает такой же господдержки, как другие российские общества инвалидов…
Но ликвидаторы сохраняют память о противостоянии разбушевавшемуся мирному атому - в своем музее во Владимире, на ул. Луначарского, 3, в книгах и устных рассказах о том, как это было.
Автор: Александр ИзвестковПоследние новости
Скандал с льготными лекарствами в Александрове
Прокуратура вмешалась в ситуацию и помогла пациентам получить необходимые препараты.
Загрязнение воздуха в Ковровском районе: причины и последствия
Несанкционированный выброс вредных веществ с территории санатория вызывает preocupación.
Александр Авдеев: три года на посту губернатора региона
Как эксперты оценивают достижения и вызовы за три года руководства Александра Авдеева.
Промокоды и личные финансы
Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить